Космический план — вселенная составляет целый живой организм

Космический план - вселенная составляет целый живой организм Мудрость Бытия

Для большинства людей очевидно, что вселенная образует единое целое. Мы признаем, что огромное число составляющих сопутствуют друг другу, образуя все совокупное бытие, однако, кажется, что они обретаются вместе, если и не в сотрудничестве, то, по крайней мере, на условиях мирного сосуществования. Говоря коротко, мы обнаруживаем порядок, единство и гармонию в природе там, где могли бы быть противоречия и хаос.

Космический план вселенной.

Греческий философ Аристотель создал картину нашей вселенной в тесном согласии с этим интуитивным чувством объединяющей гармонии. Стержневым в философии Аристотеля было понятие телеологии, или, грубо говоря, конечной обусловленности. Он предполагал, что отдельные объекты и системы подчиняют собственное поведение общему плану или судьбе.

Особенно это очевидно, по его утверждению, в живых системах, где составляющие части действуют в сотрудничестве, чтобы достичь конечной цели или конечного продукта. Аристотель верил, что живые организмы ведут себя как единое целое, поскольку существует полная и совершенная «идея» всего организма еще до того, как он развился.

Развитие и поведение живого, таким образом, направляется и контролируется, согласно общему плану так, чтобы он мог успешно приблизиться к предуготовленному для него концу. Аристотель распространил эту анимистическую философию на весь космос в целом. Существует, утверждал он, то, что сегодня мы можем назвать космическим планом. Вселенная рассматривалась как своеобразный гигантский организм, раскрывающийся неким систематическим и управляемым путем навстречу предписанной ему участи.

Финализм и телеология аристотелианства позднее проникли в христианское богословие и даже сейчас составляют основание западной религиозной мысли. Согласно христианскому вероучению, космический план действительно существует и представляет божественный проект вселенной.

Атомизм живого организма.

Полной противоположностью Аристотелю были греческие атомисты, например, Демокрит, учившие о том, что мир — не что иное, как атомы, движущиеся в вакууме. Все структуры и формы считались лишь по-разному расположенными атомами, а все изменения и процессы объяснялись исключительно изменением положения атомов.

Для атомиста вселенная — это механизм, где каждый составляющий его атом движется под полным контролем слепых сил, производимых его соседями. Согласно этой схеме, конечных причин не бывает и нет общего плана или конечного состояния, к которому все эволюционирует. Телеология отвергается как нечто мистическое. Единственные причины, вызывающие перемены, обусловливаются формой и движением других атомов.

Атомизм не подходит для того, чтобы описать, не говоря уж о том, чтобы объяснить, порядок и гармонию мира. Рассмотрим живой организм. Трудно противиться впечатлению, будто атомы организма сотрудничают, так что их коллективное поведение составляет единое целое. Организованное функционирование биологических систем не может быть представлено путем описания, в котором каждый атом всего лишь отталкивается либо притягивается вслепую его соседями, безотносительно общего порядка.

Таким образом, уже в Древней Греции наличествовал глубокий конфликт между целостным подходом и редукционизмом, сохранившийся до наших дней. С одной стороны, стояла склонная к синтезу и целеустремленная вселенная Аристотеля, а с другой — строго материалистический мир, который в конечном итоге можно разложить или редуцировать до простой механической активности его элементарных составляющих.

Противоречия в научной парадигме.

В последующие столетия Демокритов атомизм стал лицом того, что мы называем сейчас научным подходом к миру. Идеи Аристотеля были изгнаны из физики во времена Ренессанса. В биологии они выжили немного дольше, и то лишь потому, что живые организмы столь явно демонстрируют целенаправленное поведение.

Однако теория эволюции Дарвина и развитие современной молекулярной биологии привели к подчеркнутому отказу от любых видов анимизма или финализма, и большинство современных биологов придерживается крайне механистичного и редукционистского подхода. Сегодня живые организмы рассматриваются, главным образом, лишь как сложные машины, запрограммированные на молекулярном уровне.

Научная парадигма, согласно которой все физические явления сводятся к механическому поведению их первичных составляющих, оказалась крайне успешной и привела ко многим новым и важным открытиям. Тем не менее не знающий различий редукционизм вызывает все большую неудовлетворенность и ощущение того, что целое действительно больше суммы его частей.

Анализ и редукция всегда будут играть главную роль в науке, однако многие люди не могут смириться с тем, что эта роль единственная. Особенно в физике синтетический или целостный подход все больше входит в моду при решении определенных задач.

Идеи космического плана.

Но, даже если признать необходимость дополнить редукционизм целостным взглядом на природу, многие ученые все еще будут отвергать идею космического плана как чересчур мистическую, поскольку она означает, что вселенная имеет цель и представляет собой произведение метафизического проектировщика.

Подобные убеждения в течение длительного времени считались запретными среди ученых. Возможно, кажущееся единство вселенной — всего лишь антропоцентрическая проекция. Или, может быть, вселенная ведет себя так, будто она пользуется планом или проектом, но, тем не менее, по-прежнему развивается, слепо следуя бесцельным законам?

Эти глубокие бытийные вопросы сопутствовали прогрессу знания с самой зари научной эпохи. Столь уместными сегодня их делает бурный характер последних открытий в космологии, фундаментальной физике и биологии. Вскоре мы увидим, как ученые, строящие картину того, как организованность и сложность появляются в природе, начинают понимать происхождение творческой силы вселенной.

Из философии Демокрита в физике развилась теория близкодействия. Но, вытекающая из философии Аристотеля теория дальнодействия, так и не получила никакого теоретического развития. Хотя в свете достижений современных информационных технологий, синергетики и квантовой физики придется по-новому посмотреть на теорию дальнодействия.

Оцените статью
( 8 оценок, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Жизнь Мудреца
Добавить комментарий

Всего
0
Поделились